Основные изменения общих положений о договоре.
Проект предлагает включить в ГК РФ статью, посвященную рамочному договору (договору с открытыми условиями). Рамочный договор определяет общие условия обязательственных взаимоотношений сторон. Эти условия стороны могут конкретизировать и уточнить путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора. Главное правило: к отношениям сторон, не урегулированным отдельными договорами, в том числе в случае не заключения сторонами таких договоров, подлежат применению общие условия рамочного договора. Таким образом, подразумевается, что условия рамочного договора применяются «субсидиарно» к условиям уточняющих договоров.
По опционному договору одна сторона посредством безотзывной оферты предоставляет другой стороне безусловное право заключить договор путем акцепта на условиях, предусмотренных опционом. Право на акцепт есть у второй стороны в течение всего срока действия опциона (если срок не определен в договоре, то он равен одному году). Права по опционному договору можно уступить другому лицу, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Опцион на первый взгляд похож на предварительный договор, но на самом деле у него есть несколько существенных отличий. Так, в опционе для заключения основного договора достаточно акцепта одной стороны, и для нее акцепт является правом, а не обязанностью в отличие от предварительного договора, в котором обе стороны связаны обязательством по заключению основного договора. Кроме того, опцион по общему правилу предоставляется за плату. На безвозмездной основе он возможен, если это обусловлено иным охраняемым законом интересом, вытекающим из отношений сторон.
По абонентскому договору абонент вносит определенные платежи или иное предоставление за право требовать от исполнителя предусмотренного договором исполнения в затребованном количестве (объеме) либо на иных условиях, определяемых абонентом. Главное правило: если иное не предусмотрено законом или договором, абонент обязан вносить платежи независимо от того, затребовал ли он соответствующее встречное исполнение. Это исключает возможность потребовать назад внесенную плату за период, когда абонент не обращался за встречным исполнением. Ссылка на то, что услуги фактически не были оказаны, не поможет: в этом случае в приоритете будут нормы об абонентском договоре, а не о договоре возмездного оказания услуг.
Согласно поправкам, в предварительном договоре не обязательно указывать все существенные условия основного договора. Достаточно указать предмет основного договора и те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение при заключении именно предварительного (а не основного) договора. Это позволит свести к минимуму возможность оспаривания предварительного договора как незаключенного из-за отсутствия в нем какого-либо из существенных условий основного договора. При этом разногласия сторон при заключении основного договора суды будут рассматривать как преддоговорные споры (ст. 446 ГК РФ).
Во-первых, публичными договорами будут признаваться договоры, заключаемые не только коммерческими организациями (как это указано сейчас в статье 426 ГК РФ), но и «другими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью» (например, это могут быть некоммерческие организации, которые тоже могут заниматься коммерческой деятельностью постольку, поскольку это служит их основным целям). Во-вторых, в проекте появилась норма, смягчающая действующее сейчас строгое положение о том, что все условия публичного договора должны быть одинаковыми для всех потребителей. Согласно предлагаемой редакции, одинаковой должна быть только цена, причем не для всех потребителей, а для потребителей соответствующей категории (то есть потребителей можно будет разделять на разные категории, устанавливая для каждой категории разные цены). Иные условия публичного договора нельзя устанавливать исходя из преимуществ отдельным потребителям или оказания им предпочтения, кроме случаев, когда законом допускается предоставление льгот.
Новое положение Гражданского кодекса позволит взыскивать с контрагентов убытки за недобросовестное ведение или прекращение переговоров. Такими недобросовестными действиями могут быть, в частности, вступление в переговоры или их продолжение при заведомом отсутствии намерения достичь соглашения с другой стороной, введение в заблуждение о характере или условиях договора (в том числе путем сообщения ложных сведений или умолчания об обстоятельствах, которые в силу характера договора должны быть доведены до сведения другой стороны), а также внезапное и безосновательное прекращение переговоров без предварительного уведомления другой стороны. Убытками признаются расходы, понесенные другой стороной в связи с переговорами, а также в связи с утратой возможности заключить договор с третьим лицом. Кроме того, можно взыскать убытки, причиненные разглашением или ненадлежащим использованием конфиденциальной информации, которую контрагент получил в ходе переговоров.
Сторона, которая при заключении договора или после его заключения дала другой стороне заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора или для его исполнения, обязана возместить другой стороне причиненные убытки, если эти заверения оказались недостоверными. Например, это могут быть заверения, относящиеся к предмету договора, полномочиям на его заключение, наличию необходимых лицензий и разрешений, финансовому состоянию стороны. Контрагент, который полагался на такие недостоверные заверения, имевшие для него существенное значение, может отказаться от договора или требовать его признания недействительным (как заключенного под влиянием заблуждения). Признание договора незаключенным или недействительным само по себе не препятствует возмещению убытков, причиненных недостоверностью заверений, то есть заблуждавшаяся сторона может и оспорить договор, и потребовать компенсации убытков.
Если при заключении договора, заключение которого для одной из сторон обязательно (а равно при заключении основного договора во исполнение предварительного), у контрагентов возникли разногласия, они могут обратиться в суд за разрешением преддоговорного спора только в течение шести месяцев с момента возникновения разногласий. В случае пропуска этого срока стороны смогут урегулировать свои разногласия только во внесудебном порядке.
В многостороннем договоре допускается предусматривать возможность его расторжения или изменения по соглашению как всех, так и большинства лиц, участвующих в этом договоре. Но для этого в договоре нужно предусмотреть порядок определения такого большинства. Это изменение будет особенно полезно для договоров аренды со множественностью лиц на стороне арендатора и для договоров, где объектом является имущество, находящееся в общей долевой собственности нескольких лиц. Поправка позволит включать в такие договоры условие, допускающее его расторжение без единогласного решения (например, на случай возможного конфликта между соарендаторами или сособственниками).
Предлагается правило: если при наличии оснований для отказа от договора сторона, имеющая право на такой отказ, подтверждает действие договора, то впоследствии она не может отказаться от договора по тем же основаниям. Подтверждение действия договора в том числе может выражаться в принятии от контрагента предложенного исполнения его обязательства. Еще одно правило, пришедшее из судебной практики: сторона, которой законом или договором предоставлено право на одностороннее изменение договора, должна при осуществлении этого права действовать в пределах, предусмотренных законом или договором, а при их отсутствии – разумно и добросовестно. Таким образом, право на односторонний отказ от договора по смыслу поправок не имеет абсолютного характера – суд может оценить, насколько добросовестно действует сторона, заявляющая отказ от договора.
Предлагается ввести запрет на оспаривание договора, по которому принято исполнение. Сторона, которая приняла исполнение, но не исполнила свое встречное обязательство (в том числе частично), не может требовать признания этого договора недействительным, за исключением отдельных оснований, указанных в статьях 173 , 178 и 179 ГК РФ. Возможность признания договора незаключенным из-за отсутствия в нем какого-либо существенного условия тоже предлагается ограничить: сторона, принявшая от другой стороны полное или частичное исполнение по договору или иным образом подтвердившая действие договора, не вправе требовать признания этого договора незаключенным. Это императивная норма – исключения могут быть предусмотрены только законом. Таким образом, в силу этой нормы, например, арендатор не сможет оспорить договор аренды как незаключенный из-за того, что в нем недостаточно конкретизирован объект аренды, если фактически он получил этот объект и пользовался им.
Проект конкретизирует перечень существенных нарушений проведения торгов, которые являются основанием для их оспаривания (соответственно, для признания недействительным заключенного по итогам торгов договора), а также срок для оспаривания – в течение года со дня проведения торгов. Основанием для оспаривания могут стать только нарушения, которые повлекли неправильное определение цены продаж или необоснованное отстранение кого-либо от участия в торгах
Реформа Гражданского кодекса
Основные изменения общих положений о договоре.
Проект предлагает включить в ГК РФ статью, посвященную рамочному договору (договору с открытыми условиями).
Это интересно