Онлайн кассы. Реформа закона о ККТ.
С 15 июля 2016 года начал действовать закон об онлайн кассах (Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ). Он обязывает розничных продавцов применять онлайн кассы при расчетах с покупателями. Главный смысл работы новых онлайн-касс заключается в том, что данные по пробитым чекам будут передаваться на сервер ИФНС. Передавать эти данные потребуется через операторов фискальных данных, с которыми каждому продавцу потребуется заключить соответствующий договор.
Внедрение нового инструмента налогового контроля будет происходить поэтапно. С лета нынешнего года индивидуальные предприниматели и коммерческие организации получили возможность перейти к добровольному внедрению онлайн касс. А с наступлением 1 февраля 2017 года те организации и индивидуальные предприниматели, которые применяют в своей деятельности контрольно-кассовую технику, обязаны переходить в режим использования онлайн касс. Закон предусматривает ряд исключений из этого требования. Так, оно не распространяется на тех предпринимателей, которые работают на упрощенных режимах или на патентной системе, кроме того, сюда относятся организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению прямо указанные в п. 7 ст. 2 упомянутого выше закона. Этот щадящий режим сохраняется вплоть до 1 июля 2018 года. Но для этого требуется соблюсти одно условие: упрощенцы и патентщики должны выдавать клиентам по их требованию квитанции либо товарные чеки, а вторая категория льготников обязана выдавать в требуемых случаях бланки строгой отчетности.
После того, как онлайн касса начинает использоваться на практике, за продавцом остается обязанность вручать покупателю кассовый чек и в бумажной форме по его просьбе (электронная версия отправляется на почту покупателя также при наличии требования покупателя). Разумеется, торгующие через интернет от «бумажной» обузы освобождаются.
Законодатель ужесточает наказания за нарушения требований об использовании ККТ. Так, вырос срок давности для привлечения к ответственности за подобного рода правонарушения (с 2-х месяцев до года). Должностные лица, виновные в том, что они не применяют ККТ, могут быть подвергнуты штрафу: 25 – 50 % от общей суммы внекассовых расчётов (минимальная сумма – 10000 руб.) Для юридических лиц и ИП штраф составит уже 75 – 100 % от той же суммы с минимумом 30000 руб.
Повторное в течение года правонарушение влечет за собой уже штраф свыше 1 млн. рублей, а так же дисквалификация виновного должностного лица на срок от года до двух. Закон допускает и применение такой меры, как приостановка работы на срок до 90 дней.
О решимости налоговиков покарать нарушителей свидетельствует еще ряд составов правонарушений:
- за использование аппаратов, которые не отвечают требованиям закона, должностные лица могут быть оштрафованы на сумму 1500 – 3000 руб., юр.лица и индивидуальные предприниматели в размере 5000 – 10000 руб.;
- непредоставление покупателю по его требованию чеков (БСО) в бумажной либо электронной форме влечет за собой штраф до 2000 руб. на должностных лиц и до 10000 руб. на юр.лиц и индивидуальных предпринимателей.
Что нужно сделать, чтобы перейти на новый порядок применения ККТ
В удостоверяющем центре нужно получить квалифицированную усиленную электронную подпись (ЭЦП). Список аккредитованных удостоверяющих центров выложен на сайте Минкомсвязи России.
Контрольно-кассовая техника должна иметь фискальный накопитель и подключена в интернету.
Необходимо заключить договор с оператором фискальных данных.
Затем контрольно-кассовую технику нужно зарегистрировать в личном кабинете на сайте ФНС.
Процедура постановки на учёт контрольно-кассового оборудования согласно закону будет осуществляться без посещения ФНС, предприниматель должен зарегистрировать личный кабинет на сайте www.nalog.ru
Оставив заявку на проведение фискализации и подписать данную заявку своей электронной подписью (ЭЦП).
После получения данных ФНС отправляет налогоплательщику регистрационный номер, а в контрольно-кассовый аппарат вносятся данные по фискализации.
Имейте в виду, что законопроект об онлайн кассах уже стал законом. Поэтому игнорировать его нельзя.
Если просуммировать все плюсы и минусы законодательной новаций в сфере применения ККТ, то, согласно официальной точке зрения, которую озвучивают представители фискального ведомства, преимущества должны перевесить недостатки. Суммарная финансовая нагрузка на предпринимательское сообщество снизится, права потребителя будут защищены надёжнее, чем это происходит сейчас. И, самое главное, налоговые поступления в бюджеты всех уровней неизбежно увеличатся.
А вот тем предпринимателям, которые раньше имели законную возможность не применять ККТ (речь идёт о патентщиках и упрощенцах) и такой возможностью злоупотребляли, скрывая часть выручки от бдительного ока фискальных органов, лучше точно не станет.
Могут пострадать и добросовестные предприниматели. В первую очередь это касается малого бизнеса. Для них затраты на приобретение новой техники могут стать серьезным финансовым бременем. Кроме того, не совсем понятно, насколько эффективно станут выполнять свои новые обязанности операторы фискальных данных. Как на эффективность работы налоговых органов в новых условиях повлияет качество работы интернета на просторах нашей необъятной страны? Будущее, как всегда, покажет.
Онлайн кассы
Онлайн кассы. Реформа закона о ККТ.
Это интересно