До недавнего времени организации, применяющие УСН, назовем её «упрощенкой» – упрощенную систему налогообложения (введена в 2002 году – № 104-ФЗ), не уплачивали ряд налогов по ведению деятельности. Налога на прибыль, а вместо него они платят либо 6% с выручки, либо 15% с прибыли), налога на имущество, НДС (за некоторыми исключениями). По обновленному закону «О бухгалтерском учете», принятому в ноябре 2011 года (ФЗ № 402 от 06.12.2011), который вступит в силу в 2013-м, компании на УСН, теперь будет обязаны вести бухучет, и отчитываться в ИФНС в полном объеме.
Применять ведение упрощенной бухгалтерии имели право компания или индивидуальный предприниматель, у которого доходы за девять месяцев не превысили 45 млн рублей (это должны были быть данные того года, в котором организация подавала заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения).
Организации, относящиеся к малому бизнесу и использующие «упрощенку», в основном не ведут бухучет. То есть, они не должны учитывать в бухгалтерии покупку товаров, реализацию услуг, оплату арендуемых помещений и т.д., и, следовательно, не должны сдавать балансы. Такое право было у них на основании действующего закона «О бухгалтерском учете» (от 21 ноября 1996 года, пункт 3 статьи 4 № 129-ФЗ), компании должны были учитывать только нематериальные активы и основные средства. Основные средства (ОС) – это, принадлежащая организации, но не расходуемая полностью в процессе деятельности компании часть имущества (склады, транспорт, офисное помещение, машины и оборудование, земельные участки, объекты природопользования и т.д.). Нематериальные активы (НМА) – это объекты, не имеющие материально-вещественной формы, но приносящие доход, в течении длительного времени (более 12 месяцев), к ним относятся - патенты, лицензии, программное обеспечение. Но так как у малого бизнеса, в большинстве случаев, этого нет, то отражать в бухгалтерии нечего и она не ведется.
Но согласно новому, уже официально опубликованному закону «О бухгалтерском учете», принятому в ноябре 2011 года (ФЗ № 402 от 6.12.11), компании, применяющие УСН, теперь будут обязаны вести полную бухгалтерию, а также сдавать отчетность, вместе с балансом, в котором кроме данных за прошедший год необходимо указывать данные и за 2 предшествующих года. В связи с этим возникает вопрос, потребуется ли в 2013-м году, после вступления закона в силу, восстанавливать данные бухучета за прошедшие 2 года (2012-й и 2011-й, когда бухгалтерия еще не велась!). Надеемся, что в ближайший год Минфин напишет письма, которые дадут ответы на этот вопрос.
Бухгалтерия для малого бизнеса в 2013 году
До недавнего времени организации, применяющие УСН, назовем её «упрощенкой» – упрощенную систему налогообложения (введена в 2002 году – № 104-ФЗ), не уплачивали ряд налогов по ведению деятельности. Налога на прибыль, а вместо него они платят либо 6% с выручки, либо 15% с прибыли), налога на имущество, НДС (за некоторыми исключениями).
Это интересно