Для многих организаций, относящихся к разным сферам деятельности (торговля, сфера обслуживания, производство и др.), обучение на рабочем месте является основной формой обучения новых работников.
Этот метод используется для овладения необходимыми навыками и ознакомления новых работников с тем, как пользоваться имеющимся оборудованием и инструментами непосредственно в процессе выполнения профессиональной деятельности.
Обучение на рабочем месте призвано не только передать работнику необходимые для работы знания, но и сформировать у него более точные представления о содержании его профессиональной роли, то есть о тех требованиях, которые организация предъявляет к его работе.
Ответственность за обучение лежит на трех участниках процесса — самом сотруднике, его руководителе и HR-менеджере. У них разные роли, степень влияния и зона ответственности в этом процессе.
Все более распространенным становится подход к структуре обучения «70-20-10» (не только за рубежом, но и в России). Его популярность подтверждает полезность обучения на рабочем месте. Суть подхода проста:
— 70 % времени занимает обучение за счет решения реальных задач на своем рабочем месте;
— 20 % времени занимает обучение на рабочем месте с более опытным сотрудником: наставничество, коучинг, менторинг, тьюторство и т. д.;
— 10 % времени занимает обучение в учебных классах: семинары, тренинги и т. д.
Методы, которые могут применять руководители, обучая сотрудников на рабочем месте, разнообразны:
— Включение обучаемого в процесс деятельности другого человека (баддинг, budding);
— Наблюдение за процессом работы (шэдуинг, shadowing);
— Стажировки, ротации (секондмент, secondmеnt);
— Целенаправленная передача опыта (наставничество, mentoring);
— Раскрытие потенциала личности обучаемого (коучинг, coaching);
— Сопровождение процесса обучения, обсуждение опыта переноса полученных знаний в реальную практику (тьюторство, tutoring);
— Использование комплексных технологий обучения (тренерство).
Между коучингом, тьюторством, менторингом и супервизией тонкая грань, тем не менее, каждый из этих методов имеет четкое приложение.
Обучать сотрудника на рабочем месте может либо руководитель, либо более опытные коллеги. Целевой аудиторией обучения на рабочем мечте являются практически все категории персонала: новые сотрудники в период адаптации на новом рабочем месте (как молодые, так и опытные, которые пришли в компанию); сотрудники компании, получающие знания и навыки в новой для себя сфере.
Современные методы обучения
Включение обучаемого в процесс деятельности другого человека (баддинг, budding);
Наблюдение за процессом работы (шэдуинг, shadowing);
Стажировки, ротации (секондмент, secondmеnt);
Целенаправленная передача опыта (наставничество, mentoring);
Раскрытие потенциала личности обучаемого (коучинг, coaching);
Сопровождение процесса обучения, обсуждение опыта переноса полученных знаний в реальную практику (тьюторство, tutoring);
С помощью мифов и историй из жизни организаций обучать молодых сотрудников правилам работы в корпорации (Сторителлинг (от английского StoryTelling)
Использование комплексных технологий обучения (тренерство).
Обучение на рабочем месте
Для многих организаций, относящихся к разным сферам деятельности (торговля, сфера обслуживания, производство и др. ), обучение на рабочем месте является основной формой обучения новых работников.
Это интересно