Нередко бывает, что в небольших компаниях руководители принимают решение вести бухучет лично. С 2013 года выполнять функции главбуха могут только руководители малых и средних предприятий.
Напомним, что это организации, у которых не более 25% уставного капитала принадлежит компаниям, не являющимся малыми и средними предприятиями, государству, иностранным участникам, а также в 2011-2012 гг. не были превышены следующие показатели:
средняя численность работников – 100 и 250 человек соответственно;
годовая выручка – 400 млн. руб. и 1 млрд. руб. соответственно.
Если руководитель решил вести бухгалтерский учет самостоятельно, то достаточно оформить это приказом. В этом случае в штатное расписание должность главного бухгалтера может не вводиться.
Если же в организации есть главный бухгалтер и директор решил вести учет только на время его отсутствия (например, на время отпуска по уходу за ребенком), то необходимо оформить:
дополнительное соглашение к трудовому договору директора, указав в нем, что директор совмещает обязанности по должности главного бухгалтера, срок совмещения и размер доплаты;
приказ о совмещении.
Сведения о выполнении дополнительной работы не нужно вносить в личную карточку директора и его трудовую книжку (ст. 66 ТК РФ).
Обратим внимание на некоторые тонкости оформления документов:
1. Банковская карточка с образцами подписей.
Если руководитель изначально лично ведет бухучет, то в карточке в поле «Первая подпись» - только его автограф. В поле «Вторая подпись» указывается, что такое лицо отсутствует. Если же главбух был и в карточке есть его подпись, то придется оформить новую карточку – с одной подписью.
2. Налоговая и бухгалтерская отчетность.
На декларациях и расчетах подпись главного бухгалтера не предусмотрена. Бухгалтерская отчетность (баланс и отчет о финансовых результатах) с 2013 года считается составленной после подписания её бумажного экземпляра руководителем, т.е. подпись главного бухгалтера на ней теперь не обязательна.
3. Счет-фактура.
Если руководитель лично ведет бухучет, то он расписывается в счете-фактуре дважды: и в строке для подписи руководителя, и в строке для подписи главного бухгалтера. Подтверждением отсутствия должности главного бухгалтера в штатном расписании компании может послужить заверенная копия приказа о возложении обязанностей по ведению бухучета на руководителя.
Влияет ли решение руководителя по ведению бухучета на учетную политику организации? Сам факт ведения руководителем бухгалтерского учета в учетной политике организации не отражается (п. 2 ПБУ 1/2008) – не является элементом учетной политики. Однако, если в учетной политике было прописано, что бухгалтерский учет ведет отдел «бухгалтерия», а теперь это делает сам руководитель, то изменения в учетную политику всё же внести придётся.
Директор и главбух в одном лице
Нередко бывает, что в небольших компаниях руководители принимают решение вести бухучет лично. С 2013 года выполнять функции главбуха могут только руководители малых и средних предприятий.
Это интересно